Чтобы понять, что же означает семейное образование, нужно знать его отличия от домашнего обучения. Понятия вроде бы схожие, но вместе с тем, очень разные. Прежде всего, с юридической точки зрения.
- Домашнее обучение предполагает, что ученик привязан к какой-либо одной школе, сдает там экзамены и промежуточные аттестации. Обычно к такому способу прибегают, когда есть какие-либо проблемы со здоровьем. Учителя и школа полностью несут ответственность за ученика, приходят домой, занимаются индивидуально, принимают экзамены. Аттестат выпускник школы также получает в той школе, за которой закреплен.
- При семейном образовании школьник не привязан к школе, а самостоятельно ищет пути получения образования. В стенах учебного заведения он сдает только промежуточную аттестацию и единый государственный экзамен. Никаких официальных контактов с преподавателями не предусмотрено.
Семейное образование – что можно, а что нельзя
Для перевода ребенка в школу семейного образования необходимо только его желание и согласие родителей, так как именно они должны написать заявление. Больше никаких документов, кроме заявления на ежегодную сдачу экзаменов – это уже надо у директора спрашивать.
Поступить на семейное образование по новому закону можно в любой момент – даже в середине года. Руководство школы не имеет права отказать. Их дело – подготовить документы, а дело родителей – взять полную ответственность за то, как и где ребенок будет получать образование.
Заочное образование похоже на семейное, но в этом случае проблем для учителей больше, так как они по закону должны предоставлять консультации 2- 4 раза в месяц в зависимости от потребностей учащегося.
Критика семейной формы получения образования
Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.
Это стоит объяснить подробнее:
- они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
- прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
- занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
- сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.
Одним словом – нет логики, нет души, нет знаний. Тогда зачем вообще нужно это заведение? Как музейный экспонат советской системы – это интересно. С точки зрения знаний и потребности в них – это токсичное сообщество, в котором не каждому дано выжить.
Те, кто критикует семейную форму, имеют один аргумент, который даже не является фактом: социализация. То есть, место, где ребенка могут сознательно унижать – учителя или одноклассники, считается образцом социального комфорта?
Второй аргумент не выдерживает критики – родители не могут профессионально объяснить ребенку суть всех основных предметов. Наверное, учителя считают, что кроме них больше никто не разбирается в своем предмете. Самонадеянно, по меньшей мере. Сейчас в Интернете бесплатно можно найти любые ресурсы – было бы желание.
Кому выгодно учиться самостоятельно
У кого-то может возникнуть вопрос: а для чего вообще нужно такое образование? Аргументов «за» довольно много:
- Вечные потребности школы и учителей – подарки, выпускные, мебель, шторы. При этом классных руководителей ставят перед фактом, что они должны сдать от класса некоторую сумму денег, и не важно, насколько законно требовать финансы у родителей. Если кто-то из них напишет жалобу, то все шишки полетят на учителя, а руководство сделает вид, что оно ни при чем. Многие родители, попробовав учить ребенка у репетиторов в школе семейного образования, поняли, что это намного дешевле.
- Школа забирает много времени у тех детей, которые не являются «середнячками». За 6 – 7 часов в день дома можно освоить программу трех классов, или как минимум пройти курс дважды. Пока средний уровень пытается постичь непостижимое, способные дети балуются и теряют интерес к учебе.
- Семейное образование подходит отстающим детям. Доподлинно известно, что действительно неспособных учеников очень мало, а в классе их набирается 2/3. Почему? Потому что школьник нервничает, из-за этого больше ошибается и вообще перестает усваивать материал. В домашней обстановке при индивидуальном подходе он расслаблен, поэтому лучше ориентируется в предмете и даже может преуспеть.
- Учеба в собственном темпе приносит больше пользы. Нельзя всех настроить на одну волну. Даже отличник может быть не в духе и не захочет работать, но сделает двойную норму на следующий день.
- Проблемы со здоровьем. Особенно, если нужно носить тяжелый рюкзак и ежедневно ездить за много километров от дома. Такому ребенку больше ничего не остается как приезжать и ложиться спать. Дома можно встать в любое время и в спокойном темпе сделать свое дело. У детей на семейном образовании остается время на прогулки, другие занятия, например, музыкальную или художественную школу, танцы.
- Детям с проблемами общения. Все считают, что дети растут и развиваются одинаково, поэтому должны делать вид, что им интересно в обществе друг друга. Что делать, если у кого-то еще не пришло время интересоваться друзьями? Оно придет через год-два, а все это время ученик будет подвергаться нападкам в школе из-за желания побыть наедине с собой.
- Если родители не привязаны к определенному месту работы и вынуждены постоянно переезжать. Нехорошо все время менять школы, а социальный опыт ребенок и так получит.
- Если ученик уже решил, чем будет заниматься и кем станет. В таком случае, чем терять время на ненужные предметы, которых немало в школьной программе, лучше позаниматься профильными дисциплинами.
Если провести анонимный опрос в любой школе, то станет ясно, что большинству в данном заведении скучно. Не только из-за проблем с учебой, но по причине того, что учителя не идут на контакт с детьми, считая себя в чем-то выше. Это неприятное ощущение и для одних, и для вторых.
Кому нельзя учиться дома
После многих проб и ошибок был сделан вывод, что неудачи в школе семейного образования связаны с неумением родителей заниматься регулярно с детьми. Редко кто из них умеет всю работу делать самостоятельно. Поэтому подгонять нужно ежедневно. Если родители постоянно заняты, не контролируют успеваемость, толку от семейного образования не будет.
Учась в обычной школе, родители еще могут предъявлять какие-то претензии, что их ученик не знает английский, математику, еще что-то. Но дети на семейном образовании сразу показывают, где находится истинная причина.
Прежде чем написать заявление, необходимо проанализировать, сколько времени родители проводят с детьми за уроками. На семейном образовании придется посвящать еще больше времени. Нужна полная уверенность, что дома ученику будут предоставлены эксклюзивные возможности и постоянная помощь родителей или репетиторов.
Плюс в том, что неравнодушные взрослые могут уделять своему сыну или дочери много времени, а один учитель в классе это сделать не сможет физически.